Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Саратовские живописцы вдохновили Ильфа и Петрова
30.05.2012 11:44

gl_1Саратов славится своими культурными традициями – город дал миру массу известных творческих личностей. Однако были времена, когда столица Поволжья на весь мир ославилась. И тоже в области культуры. В начале прошлого века наши художники были настолько «креативны», что их детище подметили знаменитые писатели­-сатирики Ильф и Петров, а позже использовали в своем романе «Золотой теленок».

 

После революции 1917 года Саратов был настоящим раем для художников. Здесь работало сразу три учебных заведения живописного профиля: Боголюбовское рисовальное училище, в годы Советской власти переименованное в Свободные художественные мастерские (СХМ), Высшие художественные мастерские (ВХУТЕМАС) и Художественно­-практический институт. А кроме этого существовали студии Пролеткульта, художественные школы и школа губпрофбора.

Из четырех граждан четверо художники

Художников в городе было так много, что Ильф и Петров в «Золотом теленке» даже пошутили над этим фактом:

«Какой культурный город! – сказал Остап. – Вы, вероятно, заметили, Балаганов, что из четырех встреченных нами граждан четверо оказались художниками».

Правда, авторы наш город конкретно не называют, они пишут, что после того как «Антилопа» сошла с трассы автопробега, на пути мошенников во главе с Остапом Бендером попался «один незнакомый город», который «всегда любил живопись». Но саратовский краевед Борис Донецкий, посвятивший немало времени изучению связи романа с нашими краями, уверен, что именно о Саратове идет речь в этом эпизоде. Тем более что у Ильфа и Петрова есть и другие совпадения.

Например, в нашем городе на здании биржи (ныне угол Московской и Радищева) находилось панно, изображавшее сеятеля на фоне восходящего солнца. А Остап Бендер в «12 стульях», попав на пароход «Скрябин» под видом художника, рисовал сеятеля, разбрасывающего облигации.

 

Крашеные деревья

Известные сатирики высмеивали саратовских живописцев неслучайно. В те времена было модно отвергать художественные каноны, рисовальщики поголовно становились футуристами. Некоторые произведения этого направления стали шедеврами. Взять хотя бы «Черный квадрат» Казимира Малевича. Но в нашем городе футуристы творили вообще что-то невообразимое.

Художник Борис Миловидов вспоминал, как в начале прошлого века выглядел музей Радищева: «В коридорах стояли образцы греческой скульптуры, поразившие меня не только количеством, но и тем, что почти все они были перекрашены в яркие цвета: Аполлон был, кажется, синий; Венера – красная, а может быть, желтая... и тому подобное. Это была работа мастерской футуриста Константинова. Так им и его учащимися понимались революционные преобразования в искусстве».

Но разноцветные статуи – это еще полбеды. Помните армейский анекдот, в котором солдаты перед приездом генерала красили траву в зеленый цвет? Думаете, в реальности такого не бывает? Еще как бывает! Наши художники-футуристы вокруг музея Радищева красили деревья!

Но и это, оказалось, не предел. «О масштабах замысла и творческой дерзости Константинова, – пишет в своей книге «По саратовским следам «Золотого теленка» краевед Борис Донецкий, – свидетельствует и такой факт: мобилизованный в армию, он стал заведовать художественной секцией политотдела Кавказского фронта и там, в 1920-­м, с группой художников... расписал скалы в горловине Дарьяльского ущелья». Ильф и Петров, кстати, позже отдыхали в тех местах и, скорее всего, видели наскальную живопись нашего земляка. Во всяком случае, в их романе «12 стульев» Дарьяльское ущелье упоминается. Именно там, у развалин замка царицы Тамары, отец Федор встретил своих конкурентов в лице Бендера и Кисы и с куском любительской колбаски вскарабкался на неприступную вершину. А на скалах в том ущелье красовались огромные надписи: «Коля и Мика», где «каждая буква величиною в метр и нарисована масляной краской». Так что, вполне возможно, прототипом этой надписи в романе стал наскальный «шедевр» художника Константинова.

Обнаженные тела для поминок

К счастью, у некоторых чиновников со вкусом был полный порядок и не все идеи местных живописцев доходили до широких масс. В 1918 году тому же Константинову дали поручение – к похоронам жертв майского восстания саратовских эсеров соорудить и украсить трибуну на Московской площади Саратова, напротив университета.

Заказ был выполнен, однако изображение оказалось, мягко говоря, не совсем в тему. «На черном материале розовые обнаженные женские тела с огромными бедрами в каком-то бешеном вихре, похожем на дикие пляски, с распущенными волосами и вытаращенными глазами... Принимать приехал комиссар. Не успел он подойти ближе к трибуне, как ужас обуял его. Он тут же вынул шпагу и изрубил на части живописное творение, требуя немедленно затянуть трибуну гладким красный полотном», – пишет Донецкий.

Однако нестандартное творчество наших живописцев продолжало шествовать по городу. «Эпатажная дерзость саратовских футуристов отчетливо проявилась на одном из вечеров в здании консерватории, где проходил благотворительный концерт, – рассказывает в книге краевед. – Художники-­футуристы развесили свои произведения, к стене были прибиты березовые поленья и дырявый стул, а под этим висела подпись: «Сложная композиция»...

 

КСТАТИ

gl_2В «Липках» соорудили... Кремль!

В романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» упоминается и саратовский парк «Липки» – там он носит имя Бульвар молодых дарований (подробнее читайте на нашем сайте zerkalosar.ru). Остапу Бендеру он не понравился: «Нет, – сказал он с огорчением, – это не Рио­де­-Жанейро, это гораздо хуже». Но такое впечатление парк оставлял в начале века. К 50-­м годам минувшего столетия он сильно преобразился.

У юго­-восточной части парка, там, где выход на Бабушкин взвоз, возвели кремль. Сначала он был деревянным, потом его сделали из зелени в виде живой ограды, но он был точной копией Московского Кремля со всеми дворовыми постройками. В центральной его башне ходили настоящие часы, и каждый час били куранты, а рядом находились скульптуры вождей: слева Ленина, справа Сталина.

Алексей ВОЛОДИХИН

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.