Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Трамвайно-троллейбусный садомазохизм
16.05.2012 11:11

rp_1На прошлой неделе автору довелось присутствовать на телемосте с несколькими крупными городами России, где обсуждался вопрос: какое будущее ждет электротранспорт? Судя по выступлениям, во всех мегаполисах проблемы у транспортников одинаковые, и состояние этой отрасли зависит исключительно от политической воли местных властей.

Где считают нужным из последних сил тянуть трамвайный и троллейбусный парк на буксире, жизнь еще теплится. Там, где на самый экологичный транспорт махнули рукой, он медленно, но верно загибается. При этом вся Европа, раньше нас переболевшая автомобильным бумом, уже пересела с личных машин на трамваи и настоятельно рекомендует и нам следовать по этому же пути. Иначе просто задохнемся.

На связь с Саратовом вышли Новосибирск, Иркутск, Екатеринбург, Уфа, Волгоград. Наш город представляли заместитель генерального директора «Саратовгорэлектротранса» Павел Кузнецов, декан географического факультета СГУ Владимир Макаров и исполнительный директор завода «Тролза» Михаил Петриченко.

– То, что происходит с городским электротранспортом, – это какой-то садомазохизм, – с горечью сказал Петриченко. – «Саргорэлектротранс» поставлен в такие условия, что складывается ощущение: его сознательно убивают. Тарифы на перевозки и электроэнергию устанавливает государство, при этом предприятие обременено обязанностью перево­зить льготников, за которых годами не перечисляются деньги, и должно существовать в жестких конкурентных условиях, платить налоги, зарплаты и как-то развиваться. Давайте уже определимся: нужен нам этот вид транспорта или закрыть все и не мучить людей.

Кроме всего вышеперечисленного, предприятие несет еще и нагрузку по содержанию инфраструктуры – контактных сетей и рельсового полотна.

– Недавно на совещании в Рязани министр транспорта России Игорь Левитин выступил с предложением обновлять инфраструктуру за счет бюджета, а машинный парк – за счет предприятий, – рассказал Павел Кузнецов. – Если это случится, мы сможем выйти из того тяжелого положения, в котором находимся. Хотя даже в этом случае обновлять парк будет очень сложно: настолько велика стоимость новых трамваев и троллейбусов.

 

Гости из будущего

Между тем Саратовская область имеет сильное конкурентное преимущество – свой троллейбусный завод «Тролза» (кстати, в этом году первому саратовскому «рогатому» исполняется 60 лет). Эвакуированный из Брянска в годы Великой Отечественной войны завод так и прижился на энгельсской земле.

В 90­е годы прошлого столетия предприятие начало искать решения, которые позволили бы сделать троллейбус машиной будущего – вместительной, дешевой, экологичной и не привязанной к проводам. И сегодня такие гибриды, работающие на газе и электроэнергии, «Тролза» выпускает. Несколько экобусов и электробусов уже бегают по улицам российских городов. Но, к сожалению, не по улицам Саратова. Мы это диво­-дивное до сих пор видели только на картинках. У «Саргор-электротранса» нет денег на покупку такой техники.

– Мы выходили с предложением на областное правительство и городскую власть, чтобы организовать здесь центр, который бы занимался разработками в области электрического транспорта. Предлагали создать НИИ, потому что есть талантливые специалисты, налаженное производство. Однако наши предложения пока не услышаны, – сетует Петриченко.

Между тем в том, что за электротранспортом будущее, никто из собравшихся на телемосте не сомневался. Особенно болеет за трамваи и троллейбусы заведующий лабораторией урбоэкологии СГУ, профессор Владимир Макаров.

– В начале 90-­х мы исследовали ситуацию с выбросами в атмосферу Саратова. Тогда 60 процентов вредных веществ приходилось на промышленность, остальное – на транспорт. Теперь 80 процентов загрязнений – это выбросы от автомобилей. Больше всего чадят немецкие старые автобусы и, конечно, частные авто. Если мы не станем развивать электротранспорт, замещать автобусы троллейбусами и трамваями, город погибнет, – резюмировал ученый.

Макаров считает, что Саратову как можно быстрее нужно обзаводиться скоростным трамваем:

– Один трамвай везет народу, как 100 автомобилей. Один вагон заменяет 10 «ГАЗелей»! Вдумайтесь в эти цифры! Пустив хотя бы один такой маршрут, мы сразу на четверть снизим выбросы.

 

Но трамвай пока не едет

15 лет назад, когда в российских городах начали повсеместно ликвидировать трамвайные маршруты, чтобы освободить место для расширяющегося личного автопарка, Международный союз общественного транспорта (МСОТ) дал России совет: не можете сейчас содержать трамвайную инфраструктуру, хотя бы не демонтируйте, сохраните: вы все равно вернетесь к тому, что вам придется возрождать этот вид транспорта. Специалисты МСОТ знали, о чем говорили. Крупные европейские города демонтировали рельсы вскоре после Второй мировой войны, а в 70­е годы начали «трамваизироваться» заново.

В России уже есть свои трамвайные города – это Екатеринбург, где половина жителей перемещается по городу этим видом транспорта, и Волгоград, где ходит скоростной трамвай. Саратовское «достижение» – это обновление парка трамваев всего лишь на 10 процентов. И то, новые вагоны появились только потому, что предприятие выбило через суд у Министерства финансов России компенсацию за льготников. Остальные вагоны давно выработали свои ресурсы. В нашем городе нет ни одного низкопольного трамвая, а значит, этот вид транспорта недоступен людям с ограниченными возможностями.

По словам Павла Кузнецова, один низкопольный вагон стоит 13 миллионов рублей. Тут не хватит средств ни у городского, ни у регионального бюджетов.

– Это должна быть только федеральная программа, – считает Кузнецов. Но пока о разработке такого документа не слышно.

 

P.S.

На 59-­м Всемирном конгрессе МСОТ один из выступающих заявил, что западную цивилизацию погубит частный автомобиль. Восток давно сделал ставку на экологичный общественный транспорт, и мы видим, как бурно развиваются города в этих странах. Европа тоже переменила курс. Только российские города никак не могут определиться.

Ольга ПРОТАСОВА

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.