Баннер
ГАЗЕТА
1
№ 381
27.06.2012 г.
ФОТО НЕДЕЛИ
fd_1.jpg
ПОГОДА ЗА ОКНОМ
Погода в Саратове
СЕГОДНЯ

Восход – 4.21 Заход – 20.31 Долгота дня – 16.09

День Черноморского флота

Именинники: Сергей, Василий, Максим, Никита, Яков.

Подробнее ...
ГОРОСКОП
ФОТОРЕПОРТАЖ
ВОПРОС ЮРИСТУ
Задай свой вопрос юристу газеты "Зеркало" и читай ответ в ближайших номерах издания!
АФИША
Репертуар: театры, цирк, Дом кино.
Подписка - 2012

Первым краеведом Саратова был священник
08.02.2012 11:49

gl_1О нашем родном городе и его окрестностях, о жизни губернии мы знаем по многочисленным книгам местных краеведов: Виктора и Николая Семеновых, Евгения Максимова, Сергея Терехина, Владимира Цыбина, Геннадия Мишина, Владимира Вардугина, Юрия Сафронова, Вячеслава Дьконова, Дмитрия Худякова. Они внесли огромный вклад в изучение и описание нашего края. Но они были далеко не первыми. А пионером, который оставил нам бесценные сведения о земле саратовской и не только, был Герасим Скопин – дьячок Крестовоздвиженской церкви (она находилась на том месте, где теперь стоит гостиница «Словакия»).

 

Больше двух веков назад он в качестве паломника предпринял пешее путешествие из Саратова в Киев. В самом предприятии не было ничего необычного – в те времена так хаживали многие набожные люди. Но Герасим Скопин прихватил с собой тетрадь, перо и чернила. И все, что случалось в пути, он тщательно записывал.

 

«Подавали хлеб и копеечки»

Бумагу дьячок захватил с собой неслучайно: он был человеком образованным, один из немногих в Саратове выписывал столичные журналы и даже смастерил собственной конструкции солнечные часы, которые взял с собой в поход. Так что он прекрасно понимал, что его записи могут быть интересны и другим
людям.

А свою тетрадку Скопин озаглавил так: «Дневная записка пешеходца, саратовского церковника, из Саратова до Киева по разным городам и селам. Бытие в Киеве и обратно из Киева до Саратова».

Повествование в ней начинается с самого первого дня его путешествия.

«1787 года маия 11 числа… вышел я из Саратова в город Киев, пополудни во втором часу; и весьма было ветрено. Прошедши речку Альшанку, дождь был немал и немного град, и во всю дорогу до Курдюма мочил довольно. Приведши в село Курдюм к священнику Илье Тимофееву, при закате солнечном, где я был доволен хлебом и солью и ночевал».

Во время своего путешествия паломник отмечал все, даже, на первый взгляд, малозначительные детали, из которых теперь можно сделать интересные выводы. Например, на подходе к Тамбову он написал, что сменил первую пару лаптей. Отсюда следует, что примитивная плетеная обувь тех времен была крайне прочной. Попробуйте-ка сегодня дойти до Тамбова в современных ботинках.

В селах, через которые он проходил, встречали по-разному. Где-то приходилось платить за ночлег, где-то на постой пускали даром. В церквях, узнав, что он шел на богомолье, подавали хлеб и копеечки.

В Тамбове его личностью заинтересовалась полиция: «смотрели пачпорт». Но отпустили. В городе дьячок долго задерживаться не стал. «Пришед на базар, взял копеечной калач да квасу на копейку: поел и пошел».

Несмотря на свой уже не юный возраст (Герасиму Скопину шел 42-й год), он двигался пешком.

 

Визит императрицы

Путь Скопина проходил через Курск. Там как раз ждали Екатерину II – она должна была быть проездом с юга России в столицу. В этом городе наш земляк остановился на несколько дней специально, чтобы посмотреть на царицу. Приготовления к визиту он отразил в дневнике.

«10 числа… Нынешний день приказано все улицы песком усыпать… 14 числа поутру улицу, называемую Херсонскую, выстлали травою, лавки все запереть приказано, также и работать публично не велено». Вся элита города лично вышла встречать Екатерину: «городничий со своими, драгуны верхами, а дворянство также верхами выехали далеко в поле, и купеческий голова с лучшими купцами вышел пешком». Для того чтобы государыня не видела городской бедноты, «стоящих в серых зипунах солдаты отгоняли далее. И меня также отогнали». А вдоль улицы, по которой должна была проехать царица, «поставлены были купеческие лучшие молодицы, все в лучшей одежде».

Не правда ли, былые времена мало чем отличаются от теперешних? Когда в Саратовскую область приезжал президент Дмитрий Медведев, «неугодные» магазины вдоль его пути оказались закрыты, дороги в спешном порядке латали, а в тех местах, которые посетил глава государства, с ним общались нарядные горожане, которые на поверку оказались актерами больших и малых театров.

Весь город к визиту Екатерины был «иллюминован фонарями и плошками», в которых горели свечи. Помпезность происходящего до глубины души поразила саратовского паломника: «От сей радости, что все cие видел, и я пошел за здравие ея Величества выпил на три копейки вина и во весь день проел десять копеек». К слову, суммы, которые он «проел», наш богомолец записывал ежедневно. В среднем выходило две-четыре копейки.

 

P.S.

Дневник Герасима Скопина спустя 100 лет после его путешествия был издан саратовским краеведом Соколовым. Но не полностью, а лишь первая часть – дорога от Саратова до Киева. Она заканчивается словами: «Выехал из Киева 11 июля в пять часов пополудни и ехал с попутчиком до Воронежа, а отсюда до Саратова шел пешком». Таким образом, пеший путь его в одну сторону занял два месяца. А дальше краевед отмечает, что записи обратного пути «особого интереса для саратовцев не представляют». А между тем во многих городах, через которые он прошел, до сих пор используют его дневники, чтобы получить представление об их былом облике.

 

НАША СПРАВКА

Герасим Скопин родился в Саратове в марте 1746 года. В 1760-м занял должность дьячка при Крестовоздвиженской церкви. 10 мая 1789-го был рукоположен в диакона Сергиевской церкви (сейчас на ее месте находится НИИ травматологии и ортопедии), а 2 марта 1791-го – в священника Спасо-Преображенской церкви (теперь там сквер первой учительницы). Последнюю должность занимал до своей смерти – 6 марта 1797 года.

 

КСТАТИ

Помимо «Дневных записок пешеходца» Герасим Скопин вел еще одну тетрадь, которую озаглавил «Дневник происшествий». Свои записи он начал 22 мая 1762 года и закончил их 27 ноября 1796-го. Здесь священник отмечал погоду, время ледохода и ледостава, описывал политические события и жизнь города, а также свои семейные обстоятельства. Этот дневник он передал в наследство своему сыну Николаю, тоже священнику. Сын продолжил начатое отцом летописание и довел его до 20-х годов XIX века.

Алексей ВОЛОДИХИН

 
© Все права защищены. Использование материалов сайта возможно только
при наличии активной гиперссылки на источник.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочной информации.